Южные баптисты афро-американского происхождения не придерживаются литургического календаря, но мы, конечно, знаем о празднике Входа Господня в Иерусалим и о Пасхе. Вход Господа в Иерусалим – это родовые схватки, предварительные толчки перед землетрясением, когда мы будем праздновать Его воскресение. Поэтому Вход Господень в Иерусалим – это еще не время петь лучшие песни или надевать лучшие костюмы и платья. Пальмовые ветви и возгласы «Осанна!» являются подготовкой к чему-то большему, к провозглашению того, что Христос воскрес.

И вот, по мере того, как праздники Входа Господня в Иерусалим проходят один за другим, появляется все больше и больше вопросов. Чему хотел научить нас Иисус, въезжая в Иерусалим верхом на осле под возгласы «Осанна!»? Он сделал это, чтобы у нас появился интересный ритуал размахивания пальмовыми ветвями (в западной христианской традиции этот праздник называется Пальмовое Воскресенье, отсюда появляются некоторые подобные детали, прим. переводчика) для развлечения наших детей накануне Пасхальной недели?

Сразу после появления Иисуса в Иерусалиме под взмахи пальмовых ветвей, Его следующим шагом, по словам Матфея, Марка и Луки, было очищение Храма. Что общего имеет очищение Храма с пальмами и шествием, описанным ранее? И последний и наиболее важный вопрос: о чем эти два события говорят нам, когда мы готовимся к празднованию воскресения Иисуса в церквях, разделенных по расовому и классовому признаку?

И Храм, и пальмовые ветви говорят действительно в унисон. Они открывают нам Божье ви́дение мира между разными этническими группами и нашего примирения под вселенской властью Иисуса. Чтобы услышать эти голоса, говорящие в унисон, нам нужно внимательно изучить места Писания, которыми воспользовался Иисус, чтобы объяснить свои действия в те судьбоносные первые дни Страстной Недели.

Высшая степень смирения

То воскресенье началось с того, что Иисус был на подступах к Иерусалиму и повелел своим ученикам привести Ему осла, на котором Он должен был въехать в город. Авторы Евангелий четко указывают, что этот королевский жест является драматическим воплощением слов из Книги пророка Захарии 9:9. Часть, процитированная в Евангелии, говорит: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин. 12:15). (Цитаты на русском языке даны по Синодальному переводу, прим. переводчика). Образ Царя вселенной, едущего на молодом осле, был воспет во многих гимнах, а наиболее известной, возможно, стала строка: «Вперед, вперед, в величии! Скромно, но торжественно, Ты едешь навстречу смерти. Склони Свою кроткую голову к смертельной боли. Затем прими, о Боже, власть и царствуй» (отрывок из гимна Генри Милмана, прим. переводчика).

Article continues below

В такой интерпретации действий Иисуса Вход Господень в Иерусалим раскрывает Его смирение. Он не таков, как другие цари, которые въезжают в города на боевых лошадях с пышными торжествами по случаю кровавых побед, окруженные теми, кого общество считает достойными. Он является скромным царем, спасающим людей, умирая за грехи мира. То, что Иисус заботится о людях невысокого происхождения, давно стало источником утешения для людей с разным цветом кожи. Мессия стал основанием для восстановления чувства собственного достоинства в культуре, которая часто отрицает их личностность. Такая интерпретация Входа Господня в Иерусалим многократно это подтверждает, и у меня нет намерения долго на этом останавливаться. Однако я хотел бы подчеркнуть один момент, который часто упускают.

Первым правилом правильного понимания цитат из Ветхого Завета в Новом является изучение первоначального контекста и понимание того, как этот контекст определяет использование Ветхого Завета в Новом. Если мы рассмотрим более широкий контекст Зах. 9:9, мы увидим, что фокус данного отрывка находится на примирении народов.

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9:9–10, курсив мой).

Согласно Захарии, приход Мессии будет означать конец войне в Иерусалиме. Оружие спрятано! Вместо слов насилия Мессия будет говорить народам слова мира. Другими словами, согласно Зах. 9:9–10, приход Мессии означает не уничтожение народов, а распространение благословения на народы.

Слова: «от моря до моря и от реки до концов земли» в Зах. 9:10 взяты из Псалма 71:8. Псалом 71 говорит, что обетования Аврааму о благословении для всех народов будут выполнены путем справедливого, праведного и всемирного правления царя из рода Давида: «будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем племена, все народы ублажат его» (Пс. 71:17).

То, что Иисус выбрал слова из Зах. 9:9–10, говорит о том, что Его приход означает реализацию Божьего плана благословения народов, и то, что эта реализация состоится во время и посредством Его правления. Это правление будет характеризоваться миром между евреями и язычниками, а также всеобщим благословением. Праздник Входа Господня в Иерусалим – это не только о смирении, это еще и о расширении царства Сына Божьего.

Article continues below

Поэтому мы вспоминаем о Входе Господнем в Иерусалим правильно, если вспоминаем о том, что Бог призвал разделенные народы (чернокожих, белых, латиноамериканцев, азиатов) к миру и примирению. Это не какой-то анахронизм. Это применение благой вести о Христе к реальности в наши дни. Мы должны стремиться к примирению со своим братом, а если не так, то это значит, что мы не усвоили важный аспект того, о чем нас учит праздник Входа Господня в Иерусалим.

Для всех национальностей

Можем ли мы быть уверены в том, что Иисус имел в виду мир, примирение и свое правление над евреями и язычниками, когда въезжал в город? В самом ли деле это то, о чем нас учит этот день? Евангелие от Иоанна подтверждает это. Когда Иисус вошел в город, фарисеи сказали, что «весь мир идет за Ним» (Ин. 12:19). Потом некоторые Еллины спросили Филиппа, могут ли они видеть Иисуса. Когда об этом узнал Иисус, он сказал, что Его час настал.

По ходу того, как мы читаем Евангелие от Иоанна, мы видим, что час Иисуса еще не настал, час Его страданий и смерти еще не пришел. И вот, после того, как пришли Еллины, Иисус говорит о том, что Его час настал. Почему? Тот факт, то евреи приводят язычников, чтобы те увидели Иисуса, показывает, что Божье ви́дение примирения всего начинает воплощаться. И я утверждаю, что когда разные этнические группы вместе восклицают: «Осанна!», это является уникальным свидетельством того, какого рода царство установил Мессия. Наша жизнь вместе является не применением Евангелия, она является его проявлением.

И если мы видим во Входе Господнем в Иерусалим свидетельство примирения разделенных народов, тогда очищение Храма обретает новое значение. Мнения ученых о том, когда произошло очищение Храма, и о причине негодования Иисуса разделились. Но мы не должны задерживаться на этих вопросах. Я снова хотел бы привлечь ваше внимание к тексту, который процитировал Иисус, чтобы объяснить свои действия. Он привел следующие слова: «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11:17).

Первая половина этого стиха взята из Книги пророка Исаии 56:7. Подобно Захарии 9:9–10 эта цитата сфокусирована на расширении царства для народов:

Article continues below

«И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, ... и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою ... ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других» (Ис. 56:6–8, курсив мой).

Исаия видит день, когда евреи и язычники будут вместе поклоняться Богу. Он также предвидит то, что Бог выйдет за этнические границы Израиля и соберет к Себе народы мира. По словам Иисуса, вожди Его времени препятствовали тому, чтобы Храм стал «домом молитвы для всех народов». Иначе говоря, очищение Храма в понедельник показывает ту же заботу о народах и их взаимоотношениях с Богом, которая проявилась и во время входа в Иерусалим в воскресенье. Иисус не просто озабочен злоупотреблениями в Храме, Он озабочен тем, что эти злоупотребления означают с точки зрения встречи язычников с Богом.

И Храм, и пальмовые ветви говорят в унисон. Иисус оказался вовлеченным в два символических действа, имеющих явное происхождение в Зах. 9:9–10 и Ис. 56:6–8. Эти отрывки говорят о желании Бога, чтобы народы мира, разделенные враждой, примирились друг с другом под властью Мессии и вместе поклонялись единому истинному Богу.

Мы вспоминаем о Входе Господнем в Иерусалим и об очищении Храма правильно, если мы позволяем, чтобы наши сердца видели церковь как место, где народы говорят друг другу слова мира и поклоняются триединому Богу вместе.

Но что это за слова мира? Как бы выглядела наша жизнь вместе? Как ассимиляция чернокожих, латиноамериканцев и азиатов в белое евангельское христианство? Моя самая тяжелая борьба в контексте евангельского христианства – это не борьба за то, чтобы мои традиционные взгляды выстояли против либерализма, это старания, будучи чернокожим человеком, любящим свою культурную идентичность и Господа, поддерживать в себе чувство человеческого достоинства.

Слишком часто, когда мы думаем о примирении, мы представляем себе, как другие присоединяются к культуре большинства на политических, культурных и социальных условиях, установленных большинством. Но Христос пришел не для того, чтобы мы были ассимилированы, а для того, чтобы мы примирились друг с другом. Примирение требует, чтобы большинство прислушивалось к своим братьям и сестрам с другим цветом кожи и реагировало на их опасения. Например, если озабоченность подавляющего большинства небелых христиан относительно текущей публичной политической позиции многих белых евангельских христиан попросту игнорируется и отбрасывается как какая-то либеральная повестка дня, это означает, что мы ставим политическую позицию выше единства этнических групп, которого требует евангелие.

Article continues below

Если вопросы справедливости это всегда такие хорошие идеи, время которых все еще не пришло, то как тогда может наступить примирение? Если все органы власти по-прежнему управляются и поддерживаются культурой большинства и говорят его голосом, то как тогда может наступить примирение? Во многих ли евангельских колледжах и семинариях на должности президента или на других влиятельных должностях находятся небелые люди? Во многих ли деноминациях? Во многих ли христианских журналах? Во многих ли издательствах?

Природа евангелия требует, чтобы были разные лидеры, которые, будучи ведомыми Духом, помогли бы сформировать будущую повестку дня для церкви. И поэтому я говорю о дорогостоящем мире, который требует настоящего посвящения правде и справедливости. Но если мы его достигнем, наше совместное поклонение и жизнь будут свидетельствовать о великом плане Бога относительно примирения всего в Его Сыне.

Исав МакКолли является доцентом кафедры Нового Завета и раннего христианства Северо-восточной семинарии. Он также является одним из организаторов Конференции «Призыв и отклик», на которой изучается прошлое, настоящее и будущее чернокожих христиан в США. Среди тем, о которых он пишет для издания The Living Church и своего блога Thicket of the Jordan, – изучение Нового завета, англиканство и опыт чернокожих.

[ This article is also available in English. See all of our Russian (русский) coverage. ]