IMAGE CREDITS: Изображение: иллюстрация Рика Сюча / источники изображений – 20Twenty / Johnstocker /Halfpoint / Envato

Святой Дух – это не из области полезных хитростей. Бог не уполномочивал нас на то, чтобы мы избегали ответственности. Но слишком часто Божье имя произносится понапрасну в этом контексте.

В прошлом месяце федеральный суд США должен был постановить, имел ли право присяжный на судебном разбирательстве в уголовном процессе не принять во внимание доказательства, а вынести свой вердикт на основании того, что сказал ему Святой Дух. Один из судей Апелляционного суда одиннадцатого округа сказал, что это запрещено. Апелляционный суд же постановил, что на самом деле это разрешено. В особом мнении к данному постановлению сказано, что вышеуказанный присяжный заседатель «не способен выносить вердикт о виновности на основании доказательств, а вместо этого будет выносить вердикты на основании того, что он считает божественным откровением».

Какие бы мы ни сделали выводы из юридических вопросов, это судебное разбирательство поднимает насущные вопросы о боговдохновенной, управляемой Святым Духом жизни, публичной дискуссии, а также нашей ответственности за общее благо. И это становится проблемой, требующей срочного разрешения, если столько христиан из пятидесятнических, харизматических и других церквей, похоже, верят в то, что работа Святого Духа состоит в устранении потребности в доказательствах.

Однако, в своем лучшем проявлении духовность, обретенная в Пятидесятницу, провозглашает тот факт, что Дух, Господин и податель жизни, является действительно «публичной фигурой» и призывает верующих брать на себя ответственность в публичной сфере. Дух желает, чтобы верующие были солидарны с бедными, отверженными, аутсайдерами.

Всеобъемлющий Дух творения – это тот же Дух, который почил на Иисусе из Назарета, завершив Его отождествление с человечеством и сделав возможным такой образ жизни, какой открыл нам сердце Отца. Людей, ведомых Духом, всегда притягивает, как притягивало и Иисуса, к нищим духом и угнетенным. Если мы наполнены Духом, мы не можем не посвятить свою жизнь заботе о других людях.

Но сегодня за слишком многими пятидесятниками Америки замечено конспирологическое мышление. Некоторые оспаривают легитимность президентских выборов 2020 года. Некоторые отрицают правила поведения при пандемии и агитируют против ношения масок и вакцинации. Некоторые утверждают, что Дух дает верующим иммунитет против вируса. Мы должны спросить себя, почему же это произошло. Являются ли пятидесятники особо восприимчивыми к политическому давлению и бессмысленным взлетам и падениям культурной войны? Если да, то почему?

Article continues below

До недавнего времени большинство пятидесятников США избегали прямого участия в политике, и даже поощряя благотворительное служение, они призывали к преобразованиям в обществе через возрождение, а не через политическую деятельность. В результате они заработали репутацию людей «не от мира сего». Алан Андерсон, почетный профессор миссиологии и исследований в области пятидесятничества Бирмингемского университета, объясняет это так: «Их иногда справедливо укоряли в том, что они провозглашают евангелие, которое либо одухотворяет, либо индивидуализирует социальные проблемы. В результате они склонялись либо к принятию существующих дискриминационных социальных условий, либо к продвижению «евангелия процветания», превращающего материальные приобретения в духовную добродетель».

Этого, конечно же, никто не хотел, но многие пятидесятники стали воспринимать Святого Духа как полезную хитрость, как средство, помогающее избежать боли, устранять трудности, преодолевать препятствия и добиваться успеха.

Пятидесятники не от мира сего часто думают, что работа Духа ограничена сферой личного духовного опыта. Такое представление о жизни, ведомой Духом, порождает некое диссоциативное состояние. Верующих все больше и больше поглощает собственный опыт, и все меньше и меньше – нужды ближних.

Пятидесятники-доминионисты, в том числе считающие необходимым выполнение «Мандата семи гор», идут еще дальше и думают, что работа Духа заключается в возвышении верующих на позиции власти и влияния. Такое представление о жизни, ведомой Духом, приводит к слиянию с политическими и экономическими властями и использованию духовных даров в качестве некоего оружия или инструмента для получения политической и коммерческой выгоды.

Но так быть не должно. И нас может освободить более глубокое и правдивое понимание Духа.

В своей книге «Подрыв христианства» философ Жак Эллюль, который когда-то собирался вступить в Ассамблеи Бога во Франции, говорит, что Дух не принуждает и не управляет нами, а освобождает нас, чтобы мы могли вести мудрую жизнь, наполненную заботой о других.

Он настаивает, что Дух является «не более диктаторским, авторитарным, механистическим или самодостаточным», чем был Иисус. Дух «освобождает нас от всех оков и дает нам свободу, выбор и открытые возможности». Дух оживляет нашу совесть, что дает нам возможность понимать Божью волю и не позволяет нам укрываться в неведении. Дух «возлагает на нас полную ответственность».

Article continues below

Это именно то, что мы увидим, если будем внимательно читать «Деяния апостолов». В день Пятидесятницы (Деян. 2) Петр и 11 других апостолов встают и провозглашают собравшимся, что излияние Духа означает тот факт, что Иисус воссел на престоле «одесную Бога». Это ознаменование начала долгожданного Дня Господня.

Однако через несколько лет Петр в видении видит опускающееся с неба полотно, наполненное нечистыми животными. Ему велено есть, но он не может. Он говорит, что эти животные нечисты. Повеление есть звучит снова, но он не может ему подчиниться до тех пор, пока не слышит освобождающие слова Бога: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:15, Синод.).

Как говорит Вилли Дженнингс, эти слова «редко, а может быть и никогда не рассматривались во всей их искупительной полноте». В этот момент, когда Петр был полностью дезориентирован, его приглашают «взлететь со Святым Духом к неизведанному миру, в котором различия между святым и нечестивым, чистым и нечистым радикально иные».

В заключение Дженнингс говорит:

Бог трудится в тесных пределах, в сокровенном кругу семьи и близких друзей, оттуда изменяя широкие пределы народов и стран. Петр застигнут врасплох, получив такое откровение сокровенного. Бог заставил его перейти границу, разделяющую иудейские тела от языческих, святые тела от нечестивых, и изменить свои манеры речи. Теперь Петр никогда не должен называть кого-то нечестивым или нечистым.

Но даже сейчас цель Пятидесятницы еще не достигнута. В каком-то смысле работа едва началась.

Подобно Петру, когда полотно спустилось с небес, пятидесятники не почувствовали полностью творческую силу дыхания Бога, еще в меньшей степени они смогли задействовать эту силу. Но если мы реально подчинимся и примем освобождение, принесенное Духом, позволим полноте Духа больше и больше расширять сферы нашей жизни, то мы почувствуем силу жить и творить подобно Иисусу и обретем подлинное милосердие, оттачиваемое прощением, примирением и процветанием совместно с другими людьми.

Мы получим освобождение и ответственность. Но не освобождение от ответственности.

Жизнь с тем самым Духом, который воскресил Иисуса из мертвых, требует от нас того, что Иоганн Баптист Метц называл «мистицизмом открытых глаз». Свободный от политической невинности и моральной щепетильности, мистицизм открытых глаз позволяет нам не только замечать страдания других, но и «принимать ответственность за облегчение этих страданий ради Бога, который является другом людям».

Article continues below

И чтобы не говорил закон о присяжном, который проигнорировал доказательство и призвал Святого Духа для вынесения вердикта в уголовном деле, это не то, что делает Дух. Дух освобождает нас, чтобы мы могли применять рассудительность и участвовать в публичной дискуссии, чтобы мы заботились об общем благе и о ближних, а также чтобы мы вели такой образ жизни, какой вел Христос.

[ This article is also available in English. See all of our Russian (русский) coverage. ]