В последние пару недель все снова обсуждают мюзикл «Иисус Христос суперзвезда».

Недавно в новом эпизоде «Теда Лассо» прозвучала песня из этой рок-оперы 1970-х годов, а на Би-би-си демонстрируется оригинальный фильм. Все это привело к многочисленным обсуждениям, в том числе среди тех, кто увидел этот фильм впервые. Кроме того, в Великобритании и США будут проходить гастроли, посвященные 50-летию рок-оперы.

Ее действие происходит в Страстную неделю и завершается как раз перед пасхальным воскресением, она «проливает скептический, а иногда и крикливо пренебрежительный свет на историю Иисуса». Мюзикл отражает восхищение общества Движением Иисуса 1970-х годов подобно тому, как фильмы «Революция Иисуса» и «Избранные» показывают определенное возрождение интереса к личности Иисуса.

Нам, верующим, приятно видеть, как Христос как бы появляется в центре общественного внимания. Как объясняет писатель Люк Бургис, эти популярные изображения Иисуса могут способствовать тому, что мы захотим покорить свои желания его желаниям. Однако, увековечивая любую версию Иисуса, которая кажется привлекательной для массовой аудитории, будь то в церкви или в культуре, мы рискуем, наоборот, начать моделировать Христа в соответствии с нашими собственными желаниями.

То есть, существует опасность превращения Христа в суперзвезду или супергероя, который будет иметь какую-то ценность только в определенный промежуток времени, и подобный соблазн имели даже первые последователи Иисуса.

Сценарий мюзикла «Иисус Христос суперзвезда» написан от лица Иуды, «который ценит Иисуса как политического революционера, но смущен идеей его божественности». Иуда в мюзикле поет знаменитые строки: «Иисус Христос, суперзвезда! Считаешь ли ты себя тем, кем тебя считают они?» Это отсылает нас к Писанию, где Иисус спрашивал учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Матфея 16:13).

Иуда вместе с Зилотами надеялся, что Иисус будет земным мессией, который освободит иудеев от римского правления. Однако были и другие люди, считавшие, что Иисус был Иоанном Крестителем, Илией, Иеремией или одним из перевоплотившихся пророков (Матфея 16:14).

Когда люди увидели, как Иисус накормил пятитысячную толпу, они подумали, что он является великим лидером типа Моисея, приход которого был предсказан в Ветхом Завете: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (Иоанна 6:14). Некоторые из них были настолько очарованы сверхъестественными способностями Иисуса, что собирались «взять Его и сделать царем» (ст. 15), однако он удалился.

Article continues below

Когда те же люди снова встретили Иисуса позже в тот же день, он упрекнул их, что они ищут его просто из-за того, что он может им дать, однако они все равно просили, чтобы он дал им еще больше знамений (ст. 26, 30–31).

Иисус ответил так: «Я есмь хлеб жизни», «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (ст. 35, 53). Эти «странные слова» оскорбили его аудиторию и вызвали много нареканий даже среди его ближайших последователей. Поэтому «с этого времени многие из учеников отошли от Него и уже не ходили с Ним» (ст. 66).

Когда Иисус спросил своих учеников, не хотят ли и они отойти, Петр ответил: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».

Вот мы видим разногласия между последователями Христа. Многие были обижены его словами, многие ушли, однако другие остались. Иисус знал, что большое количество людей из толпы не верили ему, что некоторые из них предадут его, однако наиболее преданные последователи остались возле него.

Очевидно, что Иисус был больше заинтересован в том, чтобы учить небольшое количество верных людей, чем собирать большие толпы. И хотя он никогда не отталкивал приходивших к нему, не отказывался он и от того, чтобы испытать их преданность.

Его проповеди отделяли пшеницу от плевел, однако что именно отличало эти две группы людей? Ответ на этот вопрос мы находим в стихе, процитированном ранее.

Иисус выслушал, что о нем думают другие, и спросил учеников: «А вы за кого почитаете Меня?» (Матфея 16:15). Когда Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», Иисус сказал ему, что только Отец Небесный мог открыть ему эту истину. Он провозгласил, что вот на этом нерушимом камне будет построена его церковь. Те, кто держится за то, кем является Иисус по его собственным словам, а не за то, кем он является по мнению толпы, принадлежат ему, другие отпадают.

В 1800-х годах христианский философ Сёрен Кьеркегор писал об отличиях между поклонниками и подражателями Иисуса: «Подражатель есть или стремится быть тем, кому он поклоняется, а поклонник поддерживает свою личную независимость, он сознательно или бессознательно не воспринимает того факта, что предмет почитания претендует на него».

Он отмечает, что Иуда был таким поклонником и потому позже стал предателем, поскольку «поклонник всего лишь безвольно или эгоистически восхищен величием; когда же возникает какое-то неудобство или опасность, он отступает».

Article continues below

Проблема, которую Кьеркегор видел в христианской традиции, заключалась в том, что эта традиция продуцировала поклонников, но не могла создать подражателей Иисуса. Верное подражание Христу и сегодня сопровождается борьбой, особенно в контексте христианской культуры, поскольку, как говорит Кьеркегор: «Когда все способствует христианству, слишком легко перепутать поклонника с последователем».

Подобно тем, кто желал поставить Иисуса на царствование в первом веке, мы также искушаем приспособить Иисуса к нашему культурному, политическому или религиозному шаблону. Кто-то чтит Христа-победителя, подобного увешанному оружием Джону Уэйну, другие – кроткого Иисуса, вроде доброго и безобидного господина Роджерса.

И будь то рок-опера «Иисус Христос суперзвезда» или рекламная кампания «Он нас понимает», которая демонстрировалась во время Суперкубка по американскому футболу, усилия, направленные на то, чтобы сделать Иисуса более доступным нашему поколению, конечно, являются ценными. Однако есть риск изобразить Христа в виде дешевой картинки, способной привлечь толпу поклонников, но не способной создать подражателей.

Эйден Уилсон Тозер описывает такого Иисуса, который «прекрасно может быть приспособлен к любому обществу». Такую фигуру «берут под свои крыло мимолетные знаменитости и рекомендуют психиатры». Его могут использовать как средство для любой светской цели, однако его никогда не признают Господом.

Проблема с популярным Иисусом заключается в его поклонниках, а не в популярности как таковой.

Он был популярен с момента рождения. Когда несколько уважаемых мудрецов рассказали Ироду о существовании Иисуса, он мгновенно воспринял его как конкурента и врага государства. Ирод так испугался, что совершил акт геноцида в попытке уничтожить Иисуса.

Однако интересно, что мудрецы следовали за настоящей суперзвездой, когда искали Иисуса. Эти образованные путники ожидали найти следующего царя Иудейского, который займет царский трон, однако нашли ребенка, который родился в простой семье и, возможно, все еще лежал в яслях.

В этот момент они могли развернуться и уйти, подумав, что неправильно провели астрологические расчеты. Но они склонились и поклонились этому неожиданному царю, который имел совершенно нешаблонную царскую славу. Они почтили его подарками, после чего вернулись домой и поделились Благой Вестью о его царстве.

Article continues below

Иными словами, мудрецы пришли увидеть царскую суперзвезду, однако остались и поклонились смиренному Спасителю.

Так же, как и сверхновая звезда, висевшая над Вифлеемом в Канун Рождества, СМИ и литература могут устремить взгляд неверующего мира на блестящий пример Иисуса Христа. Они могут стимулировать наше уважение и восхищение и даже удовлетворить нашу жажду найти его.

Суперзвезды могут привести нас к яслям, но только Дух может побудить нас есть Хлеб жизни и пить Живую воду.

Стефани МакДейд является помощником редактора Christianity Today.

[ This article is also available in English Português Français 简体中文 繁體中文, and Українська. See all of our Russian (русский) coverage. ]