Jump directly to the Content

News&Reporting

Во время воскресной осады украинские церкви выстояли

На берегу Днепра звучала проповедь о Давиде; пасторы из России призывают к миру из Москвы.
|
EnglishespañolPortuguêsFrançais简体中文繁體中文Українська
Во время воскресной осады украинские церкви выстояли
Image: Крис МакГрат / Getty Images
Владимирский собор на фоне силуэта столицы во время комендантского часа на выходных 27 февраля в Киеве, Украина.

Официальный Telegram-канал: @ChristianityTodayRU

Российские войска столкнулись с более жестким сопротивлением, чем они ожидали со стороны украинских солдат и гражданского населения в Киеве и других городах Украины. При этом пасторы в обеих странах перестроили воскресные богослужения в своих церквях.

«Вся церковь на коленях молилась за нашего президента, нашу страну и за мир, – сказал Вадим Кулинченко о своей церкви в Каменке, в 230 км к югу от столицы. – После служения мы провели обучение по оказанию первой медицинской помощи».

Вместо проповеди было выделено время на свидетельства о страшных днях воздушных налетов. Часто цитировали Псалмы, а в основу своей проповеди Кулинченко взял Притчи 29:25.Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.

В Церкви Голгофы в Светловодске смешалась разруха и обычная жизнь.

Андрей и Надя, переехавшие сюда из Киева из-за российского ракетного обстрела в четверг, обменялись свадебными клятвами под радостные восклицания.

Свадьбы была запланирована на эти выходные в столице, а вместо этого их церковь отправила эту пару ​​в родную церковь Нади в 300 км к юго-востоку вдоль реки Днепр с просьбой к церкви организовать импровизированное бракосочетание.

«Во время войны? Это не имеет смысла! – с иронией сказал Бенджамин Моррисон. – Но именно во время войны это имеет наибольший смысл. Что может быть лучшим напоминанием о том, что даже война не может искоренить любовь? И что лучше расскажет о том, что мы служим высшему Царю, чем радость посреди хаоса?»

Они поженились в субботу, как и планировалось.

В воскресенье поместная церковь примерно из 80 человек, которая начала пополняться вновь прибывшими людьми, убегающими от войны, собралась, чтобы послушать проповедь о Давиде и Голиафе.

«Да, Давиду все же пришлось драться. Да, это было по-прежнему тяжело и страшно, но он полагался на Бога, – этими словами закончил свою проповедь Моррисон, американский миссионер с 20-летним стажем, женатый на украинке. – Давайте и мы будем полагаться на Него и просить Его отрубить голову врагу».

Сегодня Украина заявила, что на данный момент убито 3500 российских солдат. Россия официальные данные о потерях не озвучивает.

Что касается собственных потерь, то Министерство здравоохранения Украины насчитало более 350 погибших мирных жителей и почти 1700 раненых по состоянию на ночь воскресенья. Указанное количество раненых включает в себя гражданское население и военнослужащих, однако при этом погибли 14 детей, и 116 детей получили ранения.

Тарас Дятлик, региональный директор Overseas Council по Восточной Европе и Средней Азии, посчитал, что если данные верны, то за три дня боев каждый час погибало 40 русских солдат, один солдат каждые полторы минуты.

«В основном это дети от 19 до 25 лет, – сетует он. – Только Святой Дух может исцелить такие раны».

Митрополит Епифаний, глава Православной церкви Украины (ПЦУ), обратился к главе Русской православной церкви (РПЦ) патриарху Кириллу, резиденция которого находится в Москве.

«Если вы не можете возвысить свой голос против агрессии, – сказал он, – по крайней мере, заберите тела российских солдат, чьи жизни стали ценой [ваших и вашего президента] идей "русского мира"».

Перед войной президент Владимир Путин утверждал, что Украина была просто продолжением России, не имевшим исторического независимого существования. Епифаний сказал, что украинское правительство пыталось координировать свои действия с Международным комитетом Красного Креста для репатриации тел, но не получило ответа.

Кирилл соблюдает осторожность, учитывая то, что у него есть прихожане по обе стороны границы. В 2019 году вселенский патриарх Православной церкви в Стамбуле признал независимость ПЦУ, в то время как многие приходы в Украине отвергли это и предпочли остаться в составе Украинской православной церкви (УПЦ), являющейся частью РПЦ, что сложилось исторически. (Точные данные о церквях ПЦУ и УПЦ в Украине определить сложно.)

Выразив уверенность в том, что противоборствующие стороны преодолеют свои разногласия, Кирилл призвал «всю полноту Русской Православной Церкви возносить сугубую, горячую молитву о скорейшем восстановлении мира».

Он сослался на общую многовековую историю двух народов.

Епифаний, однако, завершил свое обращение к патриарху, отметив, что в православном церковном календаре в это воскресенье вспоминают о Страшном суде.

Путин приказал своим ядерным силам перейти на более высокий уровень боевой готовности.

Западные союзники Украины, которая не входит в НАТО, ужесточили санкции против ведущих российских банков и политиков, включая Путина. Хотя они отказались от сокрушительного финансового варианта полного отключения России от международной системы банковских переводов SWIFT, многие утвердили предоставление Киеву дополнительной помощи в области обороны.

Тем временем 10 региональных протестантских семинарий, в том числе Киевская богословская семинария и Евангельская реформатская семинария Украины, опубликовали в Facebook совместное заявление, которое набрало более 650 репостов.

«Мы призваны говорить правду и разоблачать ложь, – заявили они. – Мы… решительно осуждаем открытую и необоснованную агрессию, направленную на разрушение государственности и независимости Украины, основанную на откровенной лжи, явно противоречащей Божьему откровению». Они отметили:

Мы исповедуем реальную и неограниченную власть Бога над всеми странами и континентами (Пс. 23:1), а также над всеми царями и правителями (Прит. 21:1); поэтому ничто во всем творении не может помешать исполнению доброй и совершенной воли Божией. Мы вслед за первыми христианами утверждаем: «Иисус есть Господь», а не кесарь.

Мы выражаем солидарность с народом Украины. Мы разделяем боль тех, кто уже потерял своих близких. Мы молимся о том, чтобы все планы агрессора были сорваны и посрамлены. Мы призываем всех людей доброй воли во всем мире противостать лжи и ненависти агрессора. Призываем всех ходатайствовать о прекращении боевых действий и оказывать всемерное влияние на Российскую Федерацию, чтобы остановить немотивированную агрессию в отношении Украины.

Пять семинарий находятся в Украине. Две, на условиях анонимности, находятся в России.

Еще более смело поступил ряд пасторов из России.

Виктор Судаков, старший пастор церкви «Новая жизнь» в Екатеринбурге, четвертом по величине городе России, в четверг изменил фотографию своего профиля в Facebook, добавив в нее небольшой украинский флаг. В субботу он установил на своей обложке изображение флага Украины и золотого тризуба с официального герба Украины.

Акция пастора-пятидесятника, входящего в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), вызвала сотни комментариев. «Брат, я всегда думал и говорил, что вы храбрый человек, – говорится в одном из них. – То, что вы делаете сейчас, не имеет цены!»

В воскресенье Судаков опубликовал ссылку на петицию на Change.org, предназначенную для россиян, выступающих против войны в Украине. По состоянию на вечер воскресенья ее подписали более 960 000 человек.

25-го февраля в официальном заявлении РОСХВЕ была процитирована Книга деяний в отношении мест, предназначенных Богом для проживания людей.

«Независимо от причин, война – это ужасное зло, – говорилось в нем. – Бог призвал нас любить, [и] первостепенными ценностями для нас должны быть не конкретные очертания границ, а человеческие души».

Заявление содержит молитву о том, чтобы «как можно скорее был восстановлен» мир, и призывает к посту «до божественного разрешения братоубийственного конфликта».

Как и Кирилл, РОСХВЕ ссылается на более чем столетнюю историю единства русских и украинских евангельских христиан. В заявлении говорится, что многие из украинских миссионеров теперь служат пасторами и епископами церквей. Они надеются, что это ускорит процесс примирения.

«Мне очень жаль, что моя страна напала на соседнюю страну, – заявил Константин Лысаков, пастор Московской Библейской Церкви. – Как бы мы ни называли это событие, как бы мы его ни оправдывали,… покаяние – это не перекладывание вины. И мы все должны покаяться в том, что произошло».

«Во всех этих событиях для меня есть только один источник утешения, – написал он в Facebook. – Христос на престоле, Бог Отец держит все в Своих руках, Святой Дух наполняет сердца уповающих на Него, и ничто не может победить Его могущества. Бог совершает величайшие дела искупления, когда все кажется безнадежным. … Я молюсь о мире».

В начале войны Евгений Бахмутский, пастор Русской Библейской Церкви в Москве, сказал приблизительно то же.

«Скорбит моя душа, сердце разрывается от ужаса и стыда, а разум потрясен человеческим безумием, – сказал он. – Мы не политики, мы дети Божьи. Мы не призваны перекраивать геополитическую карту мира в угоду тому или иному правителю. … Пусть мир увидит, что дети Божьи любят и принимают друг друга не из-за языка [или] национальности… но потому, что Христос принял их».

В российских евангельских церквях после начала войны на воскресном служении часто цитировали Псалом 2:1. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

Другие церкви сосредоточились на солидарности и молитве.

По всей России в воскресенье около 700 церквей, объединенных в 26 протестантских союзов, входящих во Всероссийское содружество евангельских христиан, совместно объявили пост и молитву за мир, сказал Павел Колесников, бывший председатель ВСЕХ и региональный директор Лозаннского движения по Евразии. «Это наше действие», – сказал он ChristianityToday.

Их молитвенная программа была сосредоточена на пяти темах.

1) За мир между братскими народами России и Украины.
2) Чтобы власти и «правители» имели страх Божий, силу и волю к миротворчеству.
3) За безопасность народа Украины, а также христиан, проживающих в Украине в местах, где проходит вооруженный конфликт.
4) За Церковь, чтобы Бог сохранил ее от разделений и конфликтов в условиях обострения ситуации.
5) За то, чтобы понять, как каждое объединение церквей может откликнуться на нужды людей, пострадавших от войны.

В своей Зеленоградской баптистской церкви в Москве Колесников попросил участников утреннего богослужения взяться за руки – всех мужчин, женщин и детей, в молитве о мире и мудрости для правительств обеих стран. Его церковь, как и многие русские церкви, собирала гуманитарную помощь для украинских беженцев в соседних странах.

«Это не наша война, – сказал он. – Мы любим наших украинских братьев и сестер».

Российский союз евангельских христиан-баптистов тоже присоединился к воскресному посту и призвал верующих быть миротворцами.

«Благослови беспокойные народы и ниспошли мир, покаяние. Мы просим Твоей милости ко всем», – сказал Сергей Золотаревский, пастор Центральной баптистской церкви в Москве, не упоминая напрямую о конфликте.

Олег Алексеев, пастор церкви «Источник живой воды», старейшей баптистской церкви Воронежа (в центральной части России), в своем послании отталкивался от Псалма 2.

«Настоящие победы случаются не там, и не там рождается благополучие, – сказал он, имея в виду поле боя. – Это происходит [в церкви], когда мы усердно [молимся] за царей, правителей и все народы».

Руслан Надюк, декан факультета Московской семинарии евангельских христиан, сказал, что правильным ответом будет молитвенное молчание, сославшись на Иакова 5:16. Много может усиленная молитва праведного.

Наученные десятилетиями преследований при царях и коммунистах, многие русские верующие решили, что протестовать в лучшем случае бесполезно, а в худшем – опасно. Результатом стала более глубокая молитвенная жизнь, сказал Андрей Ширин, уроженец России, профессор семинарии в Виргинии, который для ChristianityToday проанализировал проповеди и комментарии российских пасторов в Facebook.

«Когда начинаются потрясения, российские евангельские христиане мало о них говорят, особенно если они носят политический характер, – говорит Ширин. – Однако российские евангельские христиане много молятся. Собственно, они считают эту реакцию самой действенной».

Как написал в Facebook московский пастор Евгений Бахмутский: «Не спешите судить других через призму своей культуры, положения и совести. Не думайте о молитве как о чем-то незначительном или бесполезном. Для большинства из нас это все, что у нас осталось».

Но некоторые пасторы были более прямолинейны в своих комментариях.

Юрий Сипко, бывший глава крупнейшей баптистской деноминации в России, сказал, что христиане, в первую очередь, должны отвечать молитвой. Однако Иисус ответил бы на события в Украине словами из Иоанна 15:13. Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

По его словам, украинцы должны руководствоваться этим принципом во время войны.

Андрей Диреенко выразил свое огорчение.

«Боль, слезы, ужасы кровопролития разрывают наши сердца, — сказал пятидесятнический епископ из Ярославля в центральной России. – Это похоже на кошмар, но это ужасная реальность».

И на эту реальность отреагировали церкви.

«Прошу все семьи с сиротами, а также семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, желающие переехать в более безопасные районы, написать об этом под этим постом, — заявил Николай Кулеба, евангельский христианин, бывший уполномоченный президента Украины по правам детей. – Оставляйте комментарии, указывайте свой номер, и мы свяжемся с вами».

Многие церкви в Украине предоставляют убежище. То же делают и за границей.

«Мы всего лишь небольшая церковь, поэтому наши возможности в оказании помощи ограничены, возможно, несколькими десятками семей или около того, – сказал Петер Шабо, пастор пресвитерианской церкви в Будапеште. – Но наша самая большая надежда заключается не в том, что мы можем или будем делать, а в том, то может и сделает наш Царь, Господь Иисус Христос».

В своей проповеди на основе Деяний 13 он напомнил, что христианская жизнь никогда не бывает чередой неудач, но что «золотая нить благодати Божией» дает верующему твердую надежду на будущее.

По его словам, отчаянная нужда в такой надежде заставила около 78 000 беженцев бежать в Венгрию. ООН сообщила, что на запад, включая Польшу, Словакию и другие соседние страны, мигрировали в общей сложности 386 000 человек.

Тысячи украинцев пересекли границу Молдовы. В Кишиневской Библейской Церкви, русскоязычной внеденоминационной общине в столице страны, несколько семей беженцев впервые посетили воскресные богослужения.

Церковь и ее партнерские организации, офисы которых теперь превращены в общежития, доставляют беженцев и гуманитарную помощь для них с начала войны. Евгений Сологубенко готов был заплакать, проповедуя на тему, которую он запланировал несколько месяцев назад: «Божья верность».

«Эти слова мало что значат для нас, когда мы днем ​​после собрания можем пойти куда-то и пообедать. Но когда ты беженец, они значат для тебя больше. … Я молился, чтобы Бог обнял этих людей и дал им понять, что любит их, потому что он верен», – сказал Сологубенко. А тему он начал с Плача 3:23-24. Оно (милосердие) обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь – часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него.

«Люди у нас обычно довольно сдержанны, – сказал он. – Они не подходят к пастору после службы. Но сегодня подошли».

А некоторые украинцы видят божественное.

«Солдаты и офицеры говорили мне, что они являлись свидетелями чудес, – сказал Алексей Хижняк, пастор-пятидесятник из Бучи в 45 км к северо-западу от Киева, где в воскресенье проходили самые ожесточенные бои. – Это не наша заслуга, сказали они».

Хижняк рассказал Юрию Колакевичу, директору по иностранным связям Украинской Церкви Христиан Веры Евангельской, что ракеты падали, не взрываясь, а в российских танках заканчивалось топливо. Солдаты, заблудившиеся в незнакомых местах, спрашивали у местных жителей дорогу и даже просили хлеба.

Спонсируемая Нидерландами миссия по раздаче хлеба в Броварах в 25 км к востоку от Киева, изо всех сил пытается обеспечить достаточное количество хлеба. Они уже обеспечивают хлебом соседей и переселенцев с востока и надеются увеличить масштабы своих поставок, чтобы охватить больницы и украинских военных.

Но из-за конфликта количество рабочих сокращается, поскольку они переселяются на запад.

«Мы хотим начать печь хлеб в режиме 24/7 с понедельника, – говорится в сообщении, – но на данный момент у нас не хватает пекарей».

У Бенджамина Моррисона подобная ситуация. Церковь Голгофы, в которой он служит, только что приобрела 1,5 тонны муки. Но, как сказали многие пасторы ChristianityToday, ситуация изматывает. Постоянные сирены воздушной тревоги не дают покоя. Неотложные потребности не дают отдохнуть.

«Сегодня утром я проснулся с ощущением, что меня переехал грузовик, – сказал он. – Но хотя мы все измотаны, мы идем вперед, веря, что Христос поставил нас здесь именно на это время».

В статью включены части репортажа Кейт Шеллнатт.

Официальный Telegram-канал: @ChristianityTodayRU

[ This article is also available in English español Português Français 简体中文 繁體中文, and Українська. See all of our Russian (русский) coverage. ]

April
Support Our Work

Subscribe to CT for less than $4.25/month

Read These Next

close