Jump directly to the Content

News&Reporting

Россияне дошли до Ирпеня, евангельского центра Украины, христианские организации эвакуируются

Церкви в Ирпене, пригороде Киева, который можно назвать «Уитоном Украины», помогают жителям убежать от войны, при этом один из членов местной церкви отдал свою жизнь, пытаясь спасти убегающую семью.
|
EnglishespañolFrançais
Россияне дошли до Ирпеня, евангельского центра Украины, христианские организации эвакуируются
Image: Димитар Дилкофф / AFP / Getty Images
Люди, эвакуирующиеся из Ирпеня, расположенного к северо-западу от Киева, по разрушенному мосту пересекают реку, 7 марта 2022 года.

Официальный Telegram-канал: @ChristianityTodayRU

Анатолий, 26-летний член Ирпенской библейской церкви (ИБЦ) уже с Господом.

Последним его действием на земле было нести чемодан молодой матери с двумя детьми, когда он помогал им перейти через реку по обрушившемуся мосту в место, где можно было укрыться от обстрела российскими войсками.

Все четверо погибли, когда посреди так называемого гуманитарного коридора разорвалась бомба. Российские войска упорно пытаются окружить украинскую столицу, и вчера в пригороде Киева погибли восемь человек.

«Анатолий был глубоко духовным человеком, имел настоящий христианский характер, – сказал его пастор Николай Романюк. – Когда он видел нужду, он пытался помочь».

В результате прошедших на выходных переговоров было достигнуто несколько соглашений о прекращении огня для эвакуации гражданского населения, которые тут же были нарушены. Стороны обвиняли друг друга, а Россия при этом отрицала, что она наносит удары по мирным жителям.

Но украинские источники описывают города, в которых множество разбомбленных школ, больниц и жилых районов. Среди таких городов и Ирпень, который в евангельских кругах называют «Уитоном Украины».

В свое время, после распада Советского Союза «евангельский патриарх» Украины Григорий Комендант пригласил христианских служителей приехать к нему в его родной город, в 25 км к северо-западу от столицы, где он служил президентом Всеукраинского союза баптистов.

Несколько дней назад в Ирпене работало около 25 христианских организаций, в том числе Общество евангелизации детей, Молодежь с миссией, Молодежь для Христа, Содружество студентов-христиан и Сума самарянина.

Когда-то здесь была одна евангельская церковь, а сейчас в Ирпене их 13.

«Мы находимся здесь уже 20 лет, и некоторые соседи ни разу не приходили в нашу церковь, – сказал Романюк. – Теперь они живут у нас в подвале, молятся вместе с нами и стали нашими друзьями».

Романюк называет Ирпень «светским» городом, при этом баптистская община из 700 человек является крупнейшей церковью в городе с населением 60000 человек. Но теперь есть только команда из пяти человек, призванная остаться и служить тем, кто находится в осаде.

Жена дьякона, в обычной жизни агент по недвижимости и глава комитета одной из христианских организаций, сейчас шеф-повар. Она готовит трехразовое питание для 200 человек, другие помогают в эвакуации пострадавших в результате бомбежек граждан на Западную Украину.

По словам Романюка, с начала войны церковь ежедневно перевозила по 100-200 эвакуированных. До момента, когда подошли россияне, они смогли вывезти 3000 человек. При этом правительство заметило их усилия и впоследствии направляло людей для эвакуации в церковь.

Анатолий был из тех, кто вернулся.

Анатолий, 26-летний украинский христианин, был среди мирных жителей, погибших в воскресенье в результате российских атак.
Image: Диана Бережная / Предоставлено Всеукраинским союзом церквей евангельских христиан-баптистов

Анатолий, 26-летний украинский христианин, был среди мирных жителей, погибших в воскресенье в результате российских атак.

Родом из Луганска на Донбассе, он начал посещать Ирпенскую библейскую церковь в 2020 году и в прошлом году стал ее членом. Он работал в местной IT-компании специалистом по информационным технологиям, а также занимался служением по распространению евангелия в соцсетях вместе с сыном Романюка.

Эвакуировав свою жену Диану и других членов семьи в безопасное место на западе страны, в пятницу он вернулся и присоединился к основной команде церкви. В субботу начался обстрел, и они стали переводить людей через мост, который украинская армия ранее повредила, чтобы замедлить продвижение россиян.

В воскресенье он пропал. Друзья волновались, молились и просматривали в социальных сетях фотографии погибших. На одной фотографии они увидели его кроссовки, на другой – его свитер. Через несколько минут на третьей фотографии они увидели его лицо.

«Мы очень по нему скучаем, это трагедия для семьи и церкви, – сказал Романюк. – У Бога есть план, и мы понимаем, что этот план за пределами нашего понимания, но нам трудно».

Игорь Бандура, пастор ИБЦ, сейчас во Львове оказывает поддержку брату Анатолия, который пытается найти возможность отправиться за 550 км обратно на восток, в Киев, на похороны брата.

«Нам пришлось бросить все. Некоторые даже не успели взять с собой необходимую одежду, – сказал Бандура, вице-президент Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов. – Мы не знаем, что с нашими домами. Мы не знаем, будет ли нам куда вернуться».

Но в Ирпень еще можно вернуться. А вот Буча, близлежащий пригород Киева, где проживает президент Украинской евангельской теологической семинарии (УЕТС) в Киеве, полностью находится под контролем России.

Но Иван Русин отказывается эвакуироваться.

«Эта война полностью изменила мое понимание миссии и целостного служения, – сказал он. – Вы не можете проявлять сострадание на расстоянии».

Русин и семеро его оставшихся коллег координируют помощь из офиса Украинского библейского общества, где они по ночам спят на полу.

Сейчас семинария находится всего в 300 метрах от линии фронта.

УЕТС была эвакуирована в пятницу, а сегодня последние девять из 300 преподавателей, сотрудников, студентов и членов их семей были отправлены в безопасное место на западе Украины. Но команда Ивана ежедневно отправляет в Ирпень автобус с едой, водой и лекарствами.

«Это катастрофа, – сказал он. – В глазах детей страх».

Вспоминая пережитое, Русин плачет. Он рассказывает, как нес инвалидов на плечах, чтобы добраться до эвакуационных автобусов. Но он рассказал и о своей радости, когда видел, как улыбаются украинские солдаты, которые знают, что за них молятся пастыри и священники.

«Мы сейчас делаем все возможное, чтобы здесь никто не остался голодным, – сказал он, пообещав оставаться в столице столько, сколько и президент Владимир Зеленский. – Христианские лидеры, оставшиеся в Киеве и других городах, являются воплощением свидетельства Иисуса Христа».

Такие настроения чувствуются и в других местах. Вся Восточная Европа оказывается помощь 1,7 миллионам беженцев. Многие отдали своих кровати и спят просто на матрасах, сказал Сергей Рахуба, президент Миссии Евразия, который сейчас руководит работой организации из Польши.

«Я опустошен, устал и подавлен, – сказал он. – Мое сердце разбито на миллион кусочков».

Его организация тоже была расположена в Ирпене, а оставшиеся в Украине 12 сотрудников теперь находятся в двух городах на западе страны.

По его словам, катастрофически не хватает лекарств. Но еще большая потребность в пастырском попечении.

«Я просил беженцев рассказать об их молитвенных потребностях, – со слезами вспоминает Рахуба. – Они упоминают своих мужей, отцов и сыновей. Когда вы с ними обнимаетесь, они вас не отпускают».

Он родился на Донбассе, женился на в 1983 году на русской и следующие 15 лет жил в России. Он часто слышал, как россияне называли украинцев «братьями». Миссия Евразия переехала в Украину из Москвы в 2007 году из-за давления правительства на организации, имеющие связи с иностранными государствами. Но сегодняшняя полная перемена духа россиян ошеломляет и заставляет думать о демоническом влиянии.

«Ирпень стал духовной столицей, – сказал Рахуба. – Наряду с военной агрессией теперь это место духовной войны».

Марк Эллиотт, почетный редактор East-West Church Report, когда-то работал преподавателем в Уитонском колледже и наблюдал, как американские евангельские христиане переезжали в Колорадо-Спрингс. Сходство с Ирпенем было очевидным, особенно после того, как из Москвы сюда стали переезжать христианские организации.

«Оттуда их выталкивали, а сюда их тянуло, – сказал он. – С одной стороны усиление ограничений в России, с которыми сталкиваются неправославные верующие и организации, а с другой – религиозная свобода в Украине».

По словам Русина, в течение 70 лет страна находилась в рабстве коммунизма. Но церковь воспользовалась наступившими после этого 30 годами свободы. Если ее не защитить сейчас (а он призывает ввести зону, свободную от полетов), ее можно потерять и это потеря испортит вкус свободы западным друзьям, которые делают все возможное, чтобы помочь, но чьи правительства никак не решатся на полноценное вмешательство.

«Мы проповедовали Евангелие, мы посылали миссионеров, мы никому не причинили вреда, – говорит он. – Наше послание россиянам – просто оставьте нас в покое».

Зеленский призвал к более жестким санкциям, вплоть до полного эмбарго.

Но за эти выходные пострадал не только Ирпень.

В Мариуполе, который пытаются покинуть около 200000 человек, одно из немногих уцелевших зданий – Центральная баптистская церковь. По словам дочери пастора, люди сначала жаловались, что у построенной в начале 1990-х церкви слишком большой подвал.

Но вчера, когда обстрелы перекрыли согласованный зеленый коридор, в этом подвале собрались более 75 человек на воскресное богослужение.

Ответ на @eric_costanzo
Сегодня утром (06.03.2022) богослужение полностью проходило в подвале церкви, так как Мариуполь остается в осаде. Вот видео с богослужения. Братья и сестры просят поделиться этим видео ради Христа и Церкви, поэтому давайте сделаем это! 4/4

Как пастор Вячеслав Воронин сообщил региональному директору Overseas Council по Восточной Европе и Средней Азии Тарасу Дятлику, меньше повезло баптистской общине в Изюме, основанной в 1998 году. Церковь расположена неподалеку от мест боевых действий, прошлой ночью в нее попал российский снаряд и она загорелась. Сейчас большинство семей эвакуируются на Западную Украину.

А в приморский порт Одессу после эвакуации своей семьи вернулся Александр Бойченко, чтобы продолжить служение в центре помощи при стихийных бедствиях, работающем при их церкви. Три недели назад они планировали свадьбу дочери, которая должна была состояться в июне.

«Моя жена наклонилась ко мне и шепотом спросила: "Может, это навсегда?", – сказал он. – Я попытался ободрить ее улыбкой, но моя душа плакала».

Его труд не напрасен. Все наши украинские собеседники надеются за Бога.

«Самая важная задача для церкви сейчас – продолжать проповедовать, – сказал Рахуба. – Церкви стали маяком надежды».

И это несмотря на «жестокую и бесчеловечную» агрессию российской армии, танки которой рвутся в сторону Киева, сказал Бандура.

«Но мы молимся и работаем – с надеждой и верой, что Бог восторжествует, – сказал он, – и явит Свою славу в Украине».

Значительные потери их не останавливают.

«Мы можем потерять наш кампус, но после конфликта мы сможем построить его заново, – сказал Русин. – Евангельские церкви станут сильнее и будут неотъемлемой частью нашего общества».

Сотрудники Ирпенской библейской семинарии раздают хлеб беженцам и больным в местной больнице.
Image: предоставлено Миссией Евразия

Сотрудники Ирпенской библейской семинарии раздают хлеб беженцам и больным в местной больнице.

Рассеянные по разным городам и странам верующие будут делать все, что в их силах.

По словам Романюка, до войны в Ирпенской библейской церкви было 67 малых групп. Пасторы свяжутся с каждым членом церкви и предложат любую возможную помощь.

Но затем он будет призывать их к тому, чтобы каждый, где бы он ни был, создал новую малую группу и присоединился к местной евангельской церкви.

Однако сегодня Романюку тоже пришлось эвакуироваться. Когда он ехал к своей семье во Львов, пришло уведомление Google-календаря, которое напомнило ему, что в Ирпене должна была начаться пастырская конференция с участием 400 человек.

«Бог дал нам новое служение, – сказал Романюк. – Наша конференция сейчас с бездомными, инвалидами и неверующими нашего города».

Официальный Telegram-канал: @ChristianityTodayRU

[ This article is also available in English español, and Français. See all of our Russian (русский) coverage. ]

April
Support Our Work

Subscribe to CT for less than $4.25/month

Read These Next

close