Jump directly to the Content

News&Reporting

Реакция российских евангельских христиан на дело самого разыскиваемого российского баптиста

Бывший глава Союза баптистов выехал за границу, став первым протестантом, против которого были выдвинуты обвинения в противодействии войне в Украине. На родине его поддерживают не все.
|
EnglishУкраїнська
Реакция российских евангельских христиан на дело самого разыскиваемого российского баптиста
Image: Андрей Дементьев / WikiMedia Commons
Юрий Сипко

Юрий Сипко стал первой жертвой.

71-летний бывший президент Российского союза евангельских христиан-баптистов является одним из немногих российских религиозных лидеров, публично осуждающих войну в Украине. Хотя светские активисты и несколько православных священников уже попали в тюрьму за аналогичную позицию, до недавнего времени ни один евангельский христианин преследованиям не подвергался.

Но 8 августа власти предъявили Сипко обвинения в публичном распространении «заведомо ложной информации» о российских военных. Силовики ворвались в его дом и временно задержали его сына. Через неделю Сипко-старшего объявили в розыск.

Он покинул страну еще 5 августа, когда получил определенную информацию от независимых юридических наблюдателей.

«Солнце светит, и у меня все есть, – сказал Сипко в интервью Christianity Today, которое он дал, находясь в безопасном месте в Германии. – Слава Господу, проблем не было, а полиция от меня далеко».

В некотором поэтическом ключе он высказал надежду на то, что мечта Александра Пушкина, русского поэта XIX века, когда-нибудь осуществится:

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Свое мужество Сипко приписывает Богу. Его антивоенная деятельность находит свое вдохновение в Евангелии от Матфея 10:28, где говорится, чтобы мы не боялись тех, кто может только убить тело. Будучи одновременно служителем Слова и гражданином России, он считает своим долгом обличать преступления.

Он уже давно ожидал своего ареста, но настаивает при этом на своей невиновности.

«Это беззаконный закон, навязанный беззаконным режимом законопослушным людям, – заявил Сипко. – Уничтожение Украины – это преступление. Молчание – тоже преступление».

Этими словами он бросает вызов почти всем своим коллегам из числа евангельских христиан. По мнению Сипко, они не только предали своих украинских братьев и сестер, но, подчинившись российской власти, предали Царство Божие. Он считает, что их молчание позорно.

Узнав об обвинениях против Сипко, руководство русских баптистов высказалось сдержанно.

Президент Союза баптистов Петр Мицкевич заявил, что информация «скудная», и призвал молиться за Сипко. Но, высказываясь за «мир между народами» и дальнейшее провозглашение Евангелия, он напомнил, что именно во время гонений Нерона апостол Петр написал: «Царя чтите» (1 Петра 2:17).

Санкт-петербургские баптисты были более прямолинейны. Общину после ареста Сипко охватил страх, и в своем заявлении они пояснили, что Сипко говорил исключительно от своего имени, а не высказывал их «согласованную позицию». Они также попросили молиться, но подчеркнули: «власть не препятствует нам в главном, к чему мы призваны Господом».

В целом, страх, возникший в среде российских евангельских христиан, был оправданным. Обвинения против Сипко сопровождались официальной кампанией в СМИ, направленной против протестантов в целом и намекавшей на их статус иностранных агентов. По данным центра «СОВА», проповеди Сипко были названы «откровенной вражеской пропагандой», разработанной «американскими кураторами».

Christianity Today связался с шестью лидерами из России, чтобы узнать их реакцию по данному вопросу. Двое из них попросили об анонимности.

«Все это приводит меня к мысли, что теперь начнутся полноценные гонения на христиан, – сказала одна из христианских служителей. – Правительство пытается заставить замолчать всех, кто ему не подпевает, поэтому Юрий Кириллович проявил огромное мужество».

Она сказала, что хотя Сипко более «радикален», чем она сама, но в целом она согласна с тем, что он говорит. Она рада, что он в безопасности, но, вместе с тем, удивлена, что властям потребовалось так много времени, чтобы выдвинуть обвинения.

Российские источники подтвердили Christianity Today, что кампания в СМИ с тех пор утихла, и более масштабных репрессий не последовало. Но один христианский служитель выразил свое недовольство.

«Эти журналисты должны нести ответственность за свои репортажи, – заявил Виталий Власенко, генеральный секретарь Российского евангельского альянса. – Те, кто нас не знает, удивятся таким нашим характеристикам, а закон, между тем, запрещает подстрекательство против религий».

Власенко выразил свою солидарность с Сипко как с коллегой-баптистом и выразил уверенность, что справедливость восторжествует. Свобода слова закреплена в российском законодательстве, сказал он и выразил надежду, что адвокаты из числа евангельских христиан встанут на защиту Сипко. По его мнению, прискорбно, что во время войны общество поляризовано, разделилось на «они» и «мы» и постоянно спрашивает у вас, на чьей вы стороне.

В марте 2022 года – через месяц после начала войны – Власенко выступил с заявлением, в котором выразил «горечь и сожаление» по поводу «военного вторжения» и извинился перед Украиной. Согласно уголовному кодексу, по которому сейчас обвиняют его бывшего руководителя, слово «война» официально запрещено.

Но он считает, что Сипко обладает теми же недостатками, что и российское общество в целом.

«Мы называем Юрия Кирилловича русским пророком, – сказал он. – Но пророки мыслят в черно-белых тонах и иногда не видят других цветов».

Будучи гражданами своей страны, евангельские христиане должны выражать «критическую солидарность» со своим народом, сказал Власенко. Он слегка раскритиковал отъезд Сипко, заявив, что руководителям церкви лучше оставаться в своей стране и работать над объединением братьев и сестер, имеющих различные мнения. Тем не менее, он высоко оценивает своего бывшего президента как человека «всегда прямолинейного», которого уважают даже его враги.

Не то чтобы это может спасти Сипко.

«Он очень смел, – сказал Власенко. – Но он может потерять голову, как Иоанн Креститель».

Один из опрошенных не согласился с положительной оценкой Сипко.

«Грубо говоря, он был человеком непредсказуемым, – сказал Билл Йодер, церковный журналист американского происхождения на пенсии. – Я думаю, что ему лучше быть на Западе».

По его словам, хотя Сипко и пользуется уважением многих прихожан, на протяжении последнего десятилетия он вызывал споры среди баптистского руководства. Прожив 21 год в России, Йодер получил гражданство в 2021 году. Он говорит, что Сипко ведет себя честно и действует в соответствии со своими убеждениями, но также он отметил, что обвинения не стали неожиданностью.

«Это не наше дело – желать победы другой стороне, но Юрий пошел дальше и стал поддерживать Украину, – говорит Йодер. – И с теологической точки зрения он находится на грани лояльности к властям».

Каждый день Йодер молится о мире и примирении с украинскими верующими, признавая, что война, которую ведет Россия, «противоречит международному праву». Но Соединенные Штаты, по его мнению, хуже, поскольку, как он считает, они продвигаются на восток посредством расширения НАТО и участвуют в десятках вооруженных столкновений по всему миру. Конфликт сложный, и Украина далеко не безвинна, сказал Йодер. Обеим сторонам нужно будет простить друг друга.

«Я желаю Юрию и его семье всего наилучшего, – сказал Йодер. – Я не считаю, что он мне не брат, но он оставил свою церковь».

Сипко был в семье одним из 12 детей и в детстве был свидетелем того, как его отца, который был баптистским пастором, советская власть заключила в тюрьму на пять лет. Заместителем руководителя Российского союза баптистов он был впервые избран в 1993 году, а с 2002 по 2010 год он занимал пост президента союза. Он назвал российское вторжение в Грузию в 2008 году началом подавления инакомыслия в России, а также сказал, что «менталитет обреченности» на протяжении поколений являлся характерной чертой его народа.

Среди немногих, кто говорил о таком откровенно, были писатели и поэты, такие как Толстой, Достоевский и Пушкин. Но, несмотря на сотню лет молитв за Россию, когда в 1991 году пришла свобода, местные верующие, по словам Сипко, оказались «беспомощными». На фоне пропаганды, изображавшей Запад как землю с пустыми церквями и гомосексуальным духовенством, даже преследование Свидетелей Иеговы было воспринято многими россиянами как защита истинной веры.

«Эти идеи нашли благодатную почву среди евангельских христиан, – сказал Сипко. – А затем, смиренно повинуясь властям, они восстали против своих братьев и превратились в злодеев».

Роман Лункин, директор Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы Российской академии наук, считает, что Сипко слишком сильно отклонился в сторону Запада. Он противопоставляет баптистского лидера Сергею Ряховскому, президенту Российского союза христиан веры евангельской. Оба пастора демократичны, сказал Лункин, но последний выступает с патриотичными заявлениями и последовательно поддерживает государство – наподобие республиканцев в Америке.

Кроме того, он подозревает, что речь идет о более масштабных событиях.

По словам Лункина, Сипко объединил усилия с Альбертом Раткиным, бывшим вице-президентом Союза пятидесятников, исключенным из деноминации за критику поддержки Ряховским войны. Раткина вызывали для дачи показаний против баптистского пастора, а в качестве доказательств были использованы сообщения Сипко в его социальных сетях. Но Лункин считает, что более крупной мишенью вполне может быть Раткин, иностранная поддержка которого беспокоит Кремль и может быть использована для того, чтобы опорочить евангельских христиан в целом.

На данный момент, по его словам, Раткину сказали молчать.

«Российским властям не нужен Сипко, – сказал Лункин, – вот почему ему разрешили выехать за границу».

Но обвинения против Сипко серьезные. Андрей Ширин, россиянин, доцент богословия семинарии Леланда, баптистского учреждения в Вирджинии, отмечает, что с момента создания Союза баптистов в 1944 году Сипко стал первым его главой, которому были предъявлены обвинения. Хотя Россия, вероятно, отложила предъявление обвинений на какое-то время, чтобы не провоцировать реакцию более широкого экуменического сообщества, но какая бы популярность ни была у Сипко среди прихожан, по словам Ширина, она оставалась на уровне восторгов.

«Баптисты склонны ограничивать свою пророческую ответственность моралью и свободой исповедовать свою веру, – сказал он. – Брат Сипко расширил это понятие, включив в него государственную политику, но немногие евангельские лидеры готовы следовать за ним».

Каким бы демократичным ни был когда-то Ряховский из Союза пятидесятников, говорит Ширин, теперь он производит впечатление оппортуниста, стремящегося остаться при власти. И хотя позиция Сипко по Украине находит отклик на Западе, его культурные взгляды во многих отношениях могут быть восприняты как слишком традиционные.

Но не для Веры Изотовой, которая до 2018 года занимала пост главы женского служения в Союзе баптистов.

«Юрий Кириллович приветствовал обучение и служение женщин, – сказала она. – Он был страстным, преданным и смиренным Божьим служителем».

Когда Сипко был президентом Союза баптистов, она как раз окончила Международный библейский институт дополнительного образования и позже с любовью вспоминала его речь, в которой он хвалил побег женщин из «кухни» в служение. Он любил молиться со своими «русскими сестрами», добавила она, и поддерживал ее в ее нынешней работе в качестве директора фонда «Пшеничное зерно», который помогает обездоленным людям и детям с особыми потребностями. Сипко считал, что церковь должна влиять на общество, и проповедовал Евангелие по всей России.

Но она отказалась комментировать выдвинутые против него обвинения.

«В последние годы я с ним на эту тему не общалась, – сказала Изотова. – Но прежде чем написать [этот ответ], я молилась и постилась, чтобы Бог направил меня».

Некоторые лидеры, по словам Сипко, руководствуются «прагматичными расчетами», когда не высказываются по поводу его дела. Другие в частном порядке выразили ему свою поддержку. Но в любом случае он не обижается.

«Я не ожидал, что кто-то поддержит меня публично, – сказал Сипко. – Я несу полную ответственность за свои действия».

Но один из евангельских лидеров поддержал его, хотя и попросил опубликовать его ответ под псевдонимом.

«Сипко честно и прямо оценивает ситуацию, как в Украине, так и в России, – сказал Иван Пастухов, пожелавший остаться анонимным, чтобы защитить свое служение. – Его дело служит суровым предупреждением о высокой цене за отказ от поддержки властей».

С его точки зрения, около 40 процентов российских евангельских христиан выступают против войны. Пастухов отмечает, что обвинения были предъявлены вскоре после июньского мятежа Группы Вагнера Евгения Пригожина и незадолго до предстоящих президентских выборов в марте 2024 года. Готовится почва для беспрепятственного переизбрания Владимира Путина, в то время как Сипко и евангельские христиане в целом, по мнению Пастухова, могут стать козлами отпущения за любые потенциальные общественные волнения.

В этом контексте у него есть просьба к христианам на Западе.

«Выйдите за рамки молитв и начните содержательный диалог с руководителями русской церкви, – просит Пастухов, отмечая их изоляцию. – Многочисленные давние связи между Востоком и Западом исчезают и требуют срочного восстановления».

Сипко полностью с этим согласен.

«Конфликтующие стороны не смогут восстановить отношения без посредника, – сказал он в ответ на эту мысль. – Межцерковное общение жизненно важно, и при этом необходимо терпение».

Оно, безусловно, понадобится Сипко во время его пребывания в Германии. Он спокоен, рядом с ним находится его дочь, одна из его десятерых детей. Но от Пушкина он обращается к отцам-пустынникам, перефразируя авву Исайю Скитского: «Труд без молитвы – рабство, а молитва без труда – попрошайничество». Он продолжает заниматься правозащитной деятельностью, часто публикуя сообщения в Facebook.

Но вернется ли он когда-нибудь в Россию?

«Наше жительство на небесах, а здесь мы странники и пришельцы, – сказал Сипко, ссылаясь на 1 Петра 2:11. – Я готов умереть за пределами своей родины».

[ This article is also available in English and Українська. See all of our Russian (русский) coverage. ]

April
Support Our Work

Subscribe to CT for less than $4.25/month

Read These Next

close