Jump directly to the Content

News&Reporting

Россия ограничивает деятельность церквей в Украине. Разделенные православные критикуют обе стороны.

Украинская межцерковная делегация на саммите в округе Колумбия рассказала о том, что Россия во время войны разрушила 630 религиозных объектов. Мнение церкви, связанной с Москвой, при этом не было учтено.
|
EnglishУкраїнська
Россия ограничивает деятельность церквей в Украине. Разделенные православные критикуют обе стороны.
Image: фото предоставлено Миссией Евразия
Разрушенная штаб-квартира Миссии Евразия в Ирпене, Украина.

Свобода вероисповедания в Украине находится под угрозой. Некоторые задаются вопросом, от кого именно исходит угроза?

Украинская делегация, посетившая Международный саммит по свободе вероисповедания, проходивший на прошлой неделе в Вашингтоне, дает четкий ответ: от России. Делегация, возглавляемая Сергеем Рахубой, президентом Миссии Евразия, представила доклад под названием «Вера под огнем», составленный в декабре прошлого года, подробно описывающий военные преступления на востоке Украины и в других местах.

«Религиозные общины на оккупированных территориях находятся под невероятным давлением, – сказал он Christianity Today. – Идеология «русского мира» заключается в полной монополизации религии».

Однако специалист по международному праву Роберт Амстердам говорит, что Украина пытается установить такой же контроль над половиной своей разделенной православной церкви.

По его словам, законопроект, поддержанный украинским парламентом в октябре 2023 года, содержит угрозу «запрета» исторической Украинской православной церкви (УПЦ), канонически связанной с патриархатом Русской православной церкви (РПЦ) в Москве. В ответ на эту угрозу Амстердам направил от имени УПЦ 25-страничный доклад главам государств США, Великобритании и Евросоюза.

«Сейчас имеется очень серьезный вопрос относительно того, сможет ли Украина выполнить свои обязательства в области прав человека и верховенства права, – говорится в докладе. – Это серьезно повлияет на перспективы вступления Украины в Европейский Союз и ее место в западном мире».

У авторов обоих докладов общий враг.

Михаил Брицын, ведущий автор доклада Миссии Евразия, – украинский пастор, который был арестован россиянами во время богослужения в Мелитополе, оккупированном Россией с марта 2022 года. Позже он был изгнан из города, а российская армия захватила его церковь и превратила ее в военную базу. Амстердам, канадский адвокат, имеющий представительства в округе Колумбия и Лондоне, также в свое время был арестован в Москве за защиту российских диссидентов и впоследствии изгнан из страны.

ООН наблюдает и за Россией, и за Украиной.

На ноябрьском заседании совета безопасности ООН помощник генерального секретаря по правам человека Илзе Брандс Кехрис отметила находящийся тогда в разработке украинский закон и упрекнула Украину в неспособности должным образом расследовать 10 задокументированных случаев насилия в церквях, спровоцированных Православной церковью Украины (ПЦУ) в отношении связанной с Москвой УПЦ.

В 2019 году в соответствии с принципом религиозной свободы ПЦУ при поддержке США получила от Вселенского патриарха Константинопольского Варфоломея I автокефалию, т.е. национальную независимость. Однако этот шаг был отвергнут РПЦ, которая продолжала осуществлять церковную юрисдикцию над УПЦ.

Также Илзе Брандс Кехрис в рамках своего выступления заявила, что Россия нарушает международные нормы, применяя свои собственные законы на оккупированной территории, и подробно описала ограничения, которые вступили в силу для меньшинств верующих.

Рахуба отметил, что подобных ограничений много.

«Это война не только за территории, это война идеологическая, – сказал он. – Свобода вероисповедания отсутствует в российской терминологии».

.

Ссылаясь на концепцию под названием «русский мир», украинец Рахуба, который ранее работал в Союзе евангельских христиан-баптистов Советского Союза, утверждает, что РПЦ работает рука об руку с Кремлем с целью маргинализации других христианских конфессий. После вторжения российские военные власти в оккупированном Донбассе неуклонно придерживаются этого принципа.

Рахуба описал три этапа оккупации.

Сначала, с момента вторжения в феврале 2022 года и до апреля того же года, российская армия игнорировала церкви на востоке Украины, сосредоточившись на стратегических целях. На втором этапе, который продлился до октября, проводились определенные «дружеские беседы» между чиновниками и священнослужителями, вызванными для разговора. На этом этапе звучали легкие угрозы и предлагались стимулы к сотрудничеству.

Сейчас идет третий этап, который включает прямой захват церквей.

Чтобы защитить верующих, которые все еще находятся на оккупированных территориях, в отчете Миссии Евразия (цифры в котором уже устарели, поскольку война продолжается) не указываются названия конфессий, которые сейчас испытывают трудности в духовной работе. Что касается одной из деноминаций, то из 48 церквей осталось всего 4 действующих. Для второй деноминации эта цифра составляет 1 из 20. А третья деноминация больше не проводит служение ни в одной из своих 16 церквей.

В докладе описываются случаи отмены регистрации, слежки за церковными служителями и их похищения. Он содержит ссылку на другой доклад, в котором говорится, что 12 священнослужителей были изгнаны из региона, еще 8 были захвачены в плен, 5 – убиты.

.

Но проблемы коснулись не только религиозных меньшинств. Священников ПЦУ заставили перейти в РПЦ. А некоторые священники связанной с Москвой УПЦ даже подверглись преследованиям за отказ молиться за победу России.

В мае 2022 года УПЦ объявила о разрыве связей с Москвой. Сотни украинских священников подписали открытое письмо, призывающее отдать главу РПЦ Патриарха Кирилла под церковный трибунал. Предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий назвал Кирилла сопредстоятелем, а не своим религиозным руководителем, и перестал упоминать его имя в литургической молитве. Но по сообщениям и по свидетельствам украинцев, не все епархии последовали этому примеру.

«После окончания советского периода свобода стала ценностью, правом, а не объектом разрешения, – говорит Рахуба. – Украинцы это понимают, но это еще не стало частью нашей ДНК».

ПЦУ признает религиозную свободу, продолжил он, но многие священники из высшего духовенства УПЦ – нет. Некоторые открыто сотрудничали с Россией, и Онуфрию пришлось сместить трех высших епископов, двое из которых бежали в Россию. С февраля 2022 года по октябрь 2023 года украинские власти возбудили 68 уголовных дел против представителей УПЦ, а также обнаружили предполагаемые доказательства пророссийских настроений в Киево-Печерской Лавре, известной как Печерский монастырь XI века.

Долгосрочная аренда УПЦ этого исторического объекта не была продлена.

Амстердам утверждает, что многие обвинения в адрес священников УПЦ являются ложными. Многие монахи отказываются покидать Лавру, и Амстердам приводит в пример дело митрополита Павла, задержанного без права залога якобы за «оскорбление религиозных чувств украинцев».

Но согласно докладу Рахубы, им есть чем оскорбляться. По данным Института религиозной свободы, г. Киев, помимо нарушений в отношении отдельных лиц и конфессий, по состоянию на 1 декабря 2023 года повреждено или разрушено не менее 630 церковных сооружений. Оккупированные Донецк (146 объектов) и Луганск (83 объекта) – это города с наибольшим количеством пострадавших церквей, за ними следует освобожденный Херсон (78) и Киев (73). УПЦ, являющаяся крупнейшей церковью Украины, пострадала больше всего (187 церквей), также было повреждено 59 церквей ПЦУ.

Несмотря на то, что евангельские христиане имеют статус меньшинства, им принадлежит около трети от общего числа поврежденных церквей (206 случаев). Больше всего пострадали церкви пятидесятников (94) и баптистов (60); пострадало также 110 объектов Свидетелей Иеговы. Кроме того, были умышленно уничтожены богословские библиотеки Таврийского христианского института и Миссии Евразия.

.

Такая информация может иметь решающее значение для активной поддержки войны со стороны США, заявила украинско-американская правозащитная организация «Разом» (Вместе). По данным опроса, проведенного этой организацией, в октябре прошлого года только 28 процентов американских евангельских христиан поддерживали утверждение Конгрессом дополнительного финансирования Украины по сравнению с 44 процентами от общего числа опрошенных американцев. Но когда им представили «фактическую информацию о том, что русские преследуют украинских верующих», 55 процентов евангельских христиан заявили, что они с большей вероятностью одобрят указанное финансирование.

Многие украинские православные четко обозначили свой выбор: из УПЦ в ПЦУ перешли 589 общин. Но из оставшихся 8193 приходов подавляющее большинство официально не заявило об отделении от Москвы.

Почему это может понадобиться?

Действующий проект закона, принятый украинским парламентом, запрещает деятельность религиозных организаций, «аффилиированных с центрами влияния», находящимися во вражеском государстве. Украина заявила, что это не запрет и что в отношении каждой поместной структуры будет проведено судебное расследование. В законопроект могут быть внесены изменения, но, наряду с ООН, Комиссия США по международной религиозной свободе также выразила «серьезную обеспокоенность» тем, что на практике эта норма может стать запретом.

Однако Рахуба привез в Вашингтон представителей многих организаций, чтобы засвидетельствовать обратное.

«Мы рассматриваем УПЦ как идеологическое, я даже не говорю духовное, крыло РПЦ в Украине, – сказал он. – Путинская пропаганда распространяется на Западе».

Кроме прочих, в делегацию, которая привезла доказательства явных правонарушений со стороны Российской Федерации, входят Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, глава Государственной службы по этнополитике и свободе совести, представители католической, протестантской и православной церквей Украины.

УПЦ, однако, не была приглашена.

И это не впервые. Другая украинская межконфессиональная делегация посетила США в октябре, но один высокопоставленный митрополит УПЦ заявил, что его церковь была исключена из делегации.

Рахуба не верит, что они искренни в своем осуждении войны и в своей независимости от РПЦ. А присутствие в делегации представителя этой церкви было бы тревожным фактором для его коллег, поскольку каждая церковь была свидетелем нарушений, совершаемых церковью, являющейся для УПЦ материнской. Кирилл, например, благословил войну и пообещал воинам-мученикам прощение грехов.

В декабре Украина объявила российского патриарха в розыск за подстрекательство к конфликту.

Через месяц украинские христианские церкви опубликовали совместное заявление, осуждающее Кирилла и идеологию русского мира, исповедываемую РПЦ. В нем также выражена поддержка позиции межрелигиозного Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций (ВСЦРО), призывающего христиан всего мира оказать давление на свои дочерние конфессии в России, поддерживающие, как сказано в заявлении, геноцид.

УПЦ не вошла в число 11 подписантов этого совместного заявления.

Но она является одним из 16 членов ВСЦРО, который делает заявления только при наличии консенсуса. Вячеслав Горпинчук, епископ Украинской лютеранской церкви, является членом обеих групп и не знает, была ли УПЦ приглашена подписать совместное заявление христианских церквей. Однако его не удивило бы, если бы это было не так.

«УПЦ необходимо многое сделать, чтобы вернуть доверие других христианских лидеров, – сказал он. – Если бы они призвали Россию к покаянию, им были бы рады».

Горпинчук сообщил, что ВСЦРО собирается регулярно, каждые три месяца, обычно очно. В ВСЦРО, созданный в 1996 году для поддержания межконфессионального мира после распада Советского Союза, также входят представители украинских мусульман и иудеев. Обычно заявления группы касаются социальных вопросов или связанных с религией законопроектов, но после российского вторжения, по его словам, все члены недвусмысленно осудили нападение.

Однако были различия в терминологии. В УПЦ говорили о «гражданском конфликте» и «недоразумениях», тогда как другие конфессии-члены Совета называли это войной. Некоторых это встревожило, сказал Горпинчук. Христиане должны недвусмысленно выступать против греха.

Однако по мере продолжения войны связанная с Москвой церковь все чаще обращалась в совет с заявлениями против дискриминации со стороны государства. Тем не менее, официально УПЦ поддержала заявления, направленные против русского мира как идеологии «террористического государства», также содержащие призывы к созданию международного трибунала для уголовного преследования высокопоставленных российских чиновников.

Но, учитывая сообщения об арестах священнослужителей УПЦ и сотрудничестве УПЦ с Россией на оккупированных территориях, Горпинчук считает отмену аренды Лавры и законопроект украинского парламента о разрыве отношений с Кремлем «справедливым». И в некоторой степени недовольство против УПЦ иронично – многие представители УПЦ все эти годы называли членов ПЦУ «раскольниками».

К сожалению, политическая борьба УПЦ за сохранение доверия и к Москве, и к Украине испортила отношения с ПЦУ, даже, несмотря на то, что они сохраняют формальное единство в рамках ВСЦРО.

«Господь призывает нас к любви, даже если это тяжело реализовать в отношении наших братьев, находящихся в общении с Россией, – сказал Горпинчук. – Но я молюсь, чтобы любовь распространилась по всей Украине, ибо этим мы победим врага».

Однако один священнослужитель больше не состоит в таком общении.

Сначала украинский священник Кирилл Говорун был частью УПЦ, но в 2009 году он был переведен в РПЦ тогдашним митрополитом Кириллом. После начала войны он критиковал Россию и был официально лишен сана в декабре прошлого года за совместную литургию с церквями, тяготеющими к Константинополю, хотя он считает, что настоящая причина лежала в политической плоскости.

Что касается церкви, в которой он служил изначально, то у него смешанные чувства.

«УПЦ искренне дистанцировалась от Москвы, но не разорвала отношения полностью, – сказал Говорун. – Ее решения относительно Москвы легко обратимы».

Аналитики отмечают, что решение, принятое в мае 2022 года, возможно, на самом деле не привело к разрыву связей с РПЦ, поскольку представитель УПЦ Онуфрий ранее апеллировал к независимости управления, предоставленной Московским патриархатом в 1990 году до обретения Украиной государственной независимости. Говорун подчеркнул, что канонического решения о разделении не было, а УПЦ в любом случае не может принять такое решение в одностороннем порядке.

При этом он отметил, что некоторые видные архиереи УПЦ продолжают молиться за Кирилла, в то время как мало кто их них критикует захват РПЦ храмов УПЦ на оккупированной территории, поскольку считается, что это одна и та же церковь.

«С богословской точки зрения в Украине имеется одна церковь с двумя юрисдикциями, – сказал Говорун. – УПЦ – это, по сути, несколько епархий русской церкви в Украине. То, как она себя представляет, – это нечто другое».

На просьбу прокомментировать ситуацию УПЦ не ответила.

В то же время Говорун видит, что некоторые представители украинского правительства настаивают на слиянии УПЦ с ПЦУ. Что касается последствий исполнения закона для свободы вероисповедания, то он все еще находится на стадии принятия окончательной версии. Наблюдателям придется подождать.

Но, по мнению украинских церквей-членов ВСЦРО, преступления России очевидны. И ради своей страны Рахуба желает ознакомить всех с результатами своего анализа.

«Люди с ужасом ожидают того, что, если Россия захватит Украину, – сказал он, – то первое, что она сделает, – это станет гнать верующих».

[ This article is also available in English and Українська. See all of our Russian (русский) coverage. ]

April
Support Our Work

Subscribe to CT for less than $4.25/month

Read These Next

close