Иосифа называют молчаливым святым. Его роль в истории жизни Христа немалая – это и царская родословная, на которую претендует Иисус, и профессия, которую Иисус перенимает от него. Но, тем не менее, он не говорит ни единого слова ни в одном из Евангелий. Это своего рода тема в рассказах о рождении Иисуса: Захария замолчал в храме, Иосиф тихо обдумывает, что делать дальше, а в это время Мария и Елисавета говорят целый ряд пророчеств и провозглашают Благую Весть.

Но то, что Иосиф ничего не говорит, не должно приводить нас к мысли, что он ведет себя пассивно. И действительно, Иосиф показан человеком решительного действия, обусловленного его богатой внутренней жизнью. Евангелист сообщает нам, что, узнав, что его будущая жена беременна, он не стремится сразу разорвать помолвку и подвергнуть ее публичному позору и, возможно, гораздо худшим испытаниям. На его месте любой обиженный жених, испытывающий боль от очевидной неверности, может поддаться искушению и предпринять какие-то решительные действия, но вместо этого Иосиф в своем милосердии составляет мудрый план.

Единственное описание характера Иосифа, о котором мы знаем, заключается в том, что он был «праведным» (ст. 19). Итак, не раскрывая никому информации о положении Марии (насколько нам это известно из Евангелия), он принимает решение, которое одновременно соответствует закону и является милосердным по отношению к Марии. Это решение он принимает молчаливо, и, как мы можем лишь предполагать, с болью в сердце, которая, впрочем, как и его милосердие, остается неозвученной. Добродетели молчаливого святого не названы, но его самообладание перед лицом несправедливости позволяет ему сдержаться и не только перенести все, но и защитить Марию, источник его боли.

И, как и многие люди, принимавшие непростые решения внутри себя, Иосиф видит сон, в котором ему является ангел. Этот сон, должно быть, был для него утешением и обещанием, но Иосиф при этом испытывал еще и изрядное смятение. Всего этого, впрочем, нет в Евангелии. Написано только, что Иосиф, который был праведным и верным Слову Господню, подчинился слову ангела. Он снова внутри себя, без каких-либо пророческих речей, принимает решение действовать.

Он позволил людям думать, что он, человек вдумчивый и сдержанный, утратил самоконтроль, и она забеременела. Он взял на себя позор Марии, и, возможно, это было предвестником того, что Иисус сделал для всего человечества. И все это он сделал, не говоря ни слова.

Наш мир тонет в словах. В Иосифе, молчаливом святом, я вижу другой образ жизни – путь молчания и действия, когда самыми важными словами иногда являются те, которые мы не произносим.

Джой Кларксон – писательница, редактор и соискательница докторской степени в области богословия. Она является редактором по вопросам книгоиздания и культуры журнала «Plough» (Плуг).

[ This article is also available in English español Português Français 简体中文 한국어 Indonesian, and 繁體中文. See all of our Russian (русский) coverage. ]